Регистрация Вход PDA-версия сайта Приветствую Вас Пришедший в Реактор | RSS

Радио Зоны

Плеер Унесённых Сталкером

EBOOK

Фотозона


Категории раздела
Всё интересное [557]
Читайте это будет интересно.



facebook Vkontakte



Реклама

Унесенные Cталкером
S.T.A.L.K.E.R. LAST EMISSION

Главная » Статьи » Все реальные истории. » Всё интересное

Мир Ведьмака
Кто слышал, как свистнула стрела, отбитая стремительным взмахом меча? Кто видел, как мелькнули клыки, и кожей чувствовал голодное дыхание оборотня? Кто навсегда запомнил пронзительный визг упырицы, скакнувшей к желанной человеческой плоти?

“Что? Вы слышали и видели все это? И остались при этом живы?!!.. Определенно, сударь, вы трижды в жизни встречали ведьмака. А ну-ка, садитесь сюда, поближе к очагу. Марыська, подай пива гостю, и пожрать чего-нить побыстрее — не беспокойтесь, почтенный, все за счет заведения. Да вы не стесняйтесь. Это сынки мои, а это постояльцы, кметы да кметки почтенные. Вон тама в углу местный друид сидит, ему до людев дела нету... Хм, смотри-ка, тоже уши навострил; видать, интересно про ведьмаков послушать. А вы-то сами, сударь, кто? Поэт? Говорите, с одним из ведьмаков несколько лет рука об руку странствовали? Во дела...
Ну так потешьте рассказом! Какие они, эти ведьмаки?”

И вправду, какие? По-настоящему узнать об этом можно только одним способом. Взять в руки книги Анджея Сапковского, для многих читателей из России и Европы ставших чем-то вроде Грааля от фантастики... и почитать про ведьмаков. Но пока вы не отправились в далекое путешествие, мы предлагаем вам краткий вояж. По местам боевой славы.

Мы идем в мир, где людьми всевластно правит Предназначение, где извечные законы сказки и правила героической саги переплетаются воедино, создавая уникальное пространство, сшитое скобами жестокого реализма, но, вместе с тем, пронизанное поэтикой удивительной красоты и силы. Мир, где несгибаемая воля, отвага и честность одного человека способна переломить хребет даже Предназначению. Мир Ведьмака.

ОБРАЗ СКАЗОЧНОГО МИРА

Когда пан Анджей начинал писать первые новеллы о созданном им герое — ведьмаке Геральте, Белом Волке, его мир был разрозненной сказочной страной, в которой мелькали привычные европейские имена и названия, слегка измененные автором, и явно прослеживались сюжеты, аналогичные привычным сказочным. Но на поверку известные с детства герои (Белоснежка, Красавица и чудовище, Золушка, короли, шуты, рыцари и так далее) оказывались не совсем или совсем не такими, какими мы привыкли их видеть в детских сказках.

Обманутая принцесса, лишенная трона и постоянно спасающаяся от наемных подсылаемых мачехой убийц, — это Белоснежка Сапковского, которая, чтобы выжить, превратилась в жестокое и циничное создание. Добрые и слегка глупые короли оказались людьми недалекими и развратными, хоть и практичными. Эльфы из эфирных созданий фольклора и сияющих воинов Толкина превратились в надменный и жестокий народ, вымирающий и ненавидящий людей, причину своего вымирания. Многочисленные монстры, от оборотней до мутировавших мусорных куч, терроризируют сказочное королевство — и хуже монстров оказываются люди, ведущие себя отнюдь не по-сказочному.

При этом на всех живущих в этой сказочной стране действуют жесткие законы сказки — правило Третьего раза, сила данного слова и обещания, нерушимость проклятия, и так далее.

И в этой мрачной, на первый взгляд, действительности, работают пугающие, возможные лишь в этом мире воины-мутанты, очищающие вселенную от чудовищ. Ненавидимые и презираемые людьми, чужие среди них, не имеющие друзей и родственников, они ведут непрерывную борьбу со злом, угрожающим человечеству. Наемники, работающие за плату. Непревзойденные фехтовальщики, владеющие основами темной магии. Уже не люди. В общем, ведьмаки...

Нетрудно догадаться по аналогии, что эти самые ведьмаки впоследствии оказываются самыми человечными из всех населяющих сказочное королевство существ.

ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ МИРА

Когда-то давно: эльфы пришли в этот мир, бежав из своего собственного.

Через несколько столетий: Сопряжение Сфер — катаклизм, способствовавший сдвиганию границ миров, их частичному пересечению и даже смешению.

Примерно 764 год: приход людей — высадка с кораблей в устье реки Яруги и в дельте реки Понтар. Позднее из четырех причаливших кораблей вырастет три королевства.

Маги заново обретают силу в новом для них мире, и заключают соглашение с военачальниками людских племен пакт о ненападении.

Примерно 765: Джеоффрей Монк, один из сильнейших магов того времени, заключает договор с эльфийскими ведунами.

Примерно 770: войска маршала Раупеннэка из Третогора учиняют резню в Лок Муинне и Эст Хэмлете. Начало войны эльфов и людей.

836: формирование жесткой иерархической системы магического сообщества — Ложи магов. Маги, желающие отстаивать свою независимость от этой организации, уничтожаются.

964: появление первых ведьмаков.

1064: восстание Аэлирэнн (Элирен по-людскому). Она собирает молодых эльфов, не смирившихся с господством людей, и бросает их в безнадежную битву, начиная первой эльфийский террор против человечества. Разрушение Шаэраведда. Гибель многих из эльфов. Начало постепенного вымирания эльфийской расы.

Неизвестная дата: эльфийские ведуны начинают искусственный процесс создания Избранного, носителя гена Старшей Крови, способного преодолевать барьеры между мирами.

Примерно 1144: легендарная любовь эльфийской ведуньи Лары Доллен аэп Шиадалль и человека-мага Крегеннана из Лода. Начавшаяся как “Ромео и Джульетта”, так же трагически и закончившаяся. Ген Старшей Крови начинает долгое путешествие в роду людей.

1163: кровавый мятеж Фальки, нечто среднее между восстанием Емельяна Пугачева и кровавой резней бензопилой в Техасе — безумие, охватившее полконтинента.

1244: встреча Геральта и Йеннифер. Загаданное “Последнее желание”.

1249: Геральт оказывает Калантэ услугу, в результате которой Предназначение связывает его и еще не родившегося ребенка Паветты, носительницы гена Старшей Крови.

1249: рождение Цири. Наследницы людей и эльфов, в которой ген достиг максимальной чистоты.

1261: начало первой войны с Нильфгаардом. Содденский холм — битва магов юга и севера. Первое исчезновение Цири.

1262: начало событий “Крови эльфов” и остального сериала. Гибель королевы Калантэ, Львицы из Цинтры. Второе и третье исчезновения Цири. Странствие Ведьмака.

1265: Окончание Саги о Ведьмаке.

КАК ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ

Мир этот спокойно жил-поживал, отданный Старшему народу (эльфам) и их младшим братьям (вроде гномов и карликов, только на свой, авторский лад — краснолюдам и низушкам, соответственно). Краснолюды появились здесь в незапамятные времена, затем пришли эльфы, переселившиеся из родного мира, который опустошили, и теперь нуждались в новой жилплощади.

В те времена перемещение между планами было привилегией многих созданий, и в первую очередь — эльфийских магов-ведунов. Самая старшая ветвь эльфов так и осталась в своем родном мире, в меньшинстве, а молодые эльфы, освоившие новую землю, в какой-то момент перестали подчиняться их воле.

И ничего бы не изменилось, если бы не грянул по неизвестной причине великий катаклизм, потрясший множество миров. Сопряжение Сфер — нечто вроде Слияния Миллиона Сфер во вселенной Майкла Муркока (оттуда, очевидно, и выросло), но не плановое (“раз в миллион лет”), а совершенно нежданное.

Сопряжение это затронуло целую вереницу миров, отчасти смешало их границы, сделало их на короткое время легко преодолимыми. И сонм разнообразных монстров из чужих вселенных обрушился на мир, который выбрали для своей спокойной доли эльфы. Самыми чудовищными из этих монстров оказались люди, приплывшие неизвестно откуда на четырех кораблях. Они высадились на земли Севера и с тех пор расплодились в великом множестве.

В довершение всего, после Сопряжения мировые константы были нарушены, и теперь прохождение между мирами сделалось практически невозможным — даже для эльфийских ведунов.

Это означало серьезную трагедию — ведь эльфы, существа великие, надменные и гордые, собирались кочевать из мира в мир, используя миры для своих нужд. А тут так случилось, что выползшая из реки слабая и быстроживущая раса “недоносков”, поначалу вообще не принимаемая всерьез, теперь размножилась и развилась с невероятной скоростью, став реальной угрозой власти бессмертных.

Человеческие маги оказались ничуть не слабее эльфийских, а вот способности к выживанию у человечества были куда выше. Надменность не прошла для эльфов даром — став сильнее, люди начали войну против них и победили в этой войне, загнав старший народ в резервацию и едва полностью не истребив.

Прошли столетия. Отвоевывая у монстров и представителей других рас каждую пядь земли, люди расселились по материку, оставляя исконным обитателям крошечные территории и птичьи права в совместных государствах и городах. В этой ситуации и существовал мир — чудовища множились и, истребляемые простым людом, причиняли человечеству много неудобств и даже страданий.

Ответом на них стали ведьмаки — тайный орден, созданный для борьбы с чудовищами.

ВЕДЬМАКИ

Ведьмаки — это закрытая каста воинов-мутантов, переставших быть людьми, и в обмен на это обретших множество нечеловеческих способностей. Реакция их на несколько порядков превышает человеческую, живучесть и быстрота уникальны. Они куда совершеннее людей, но не могут оставлять потомства, а потому зависимы от человеческих детей, которых, после специального отбора, превращают в таких же ведьмаков.

То, что выживают при этом едва ли двое из сотни “кандидатов”, никого не волнует.

Воистину, нет ничего более отвратного, нежели монстры оные, натуре противные, ведьмаками именуемые, ибо суть они плоды мерзопакостного волшебства и диавольства. Это есть мерзавцы без достоинства, совести и чести, истинные исчадия адовы, токмо к убиениям приспособленные. Нет таким, како они, места меж людьми почтенными.
А их Каэр Морхен, где оные бесчестники гнездятся, где мерзкие свои дела обделывают, стерт должен быть с лона земли, и след по нему солью и селитрой посыпан.

Аноним. “Монструм, или Ведьмака описание”.

Как видите, ведьмаков обыватели не особо любят. Часто случалось, что израненный ведьмак выползал, например, из норы с убитым василиском, а там его ждало пустое место — вместо его бывшей лошади и вещей. Или просто никто умирающему не помогал, потому что темные кметы сглаза боялись. Ведьмаки не вымерли только благодаря живучести и способности регенерировать.

Обычно ведьмака нанимают, чтобы освободить дорогу, занятую мантихором, пикирующим на всякого проезжающего, или убить упомянутого василиска в его логове, ибо жрет проклятая ящерица всех вокруг. В городе, забитом обычными и магическими отбросами — очистить свалку от мутировавших мусорных монстров (та еще работенка, однако!). Бывают и посложнее задания. В которых, помимо воинских качеств, нужно проявить мудрость, терпение, быстро сделать выбор в сложной моральной ситуации.

Как ведьмаки получают новых отпрысков себе на воспитание? Да очень просто. “Пообещай мне, что, вернувшись домой, ты отдашь мне то, что застанешь нового. То, о чем еще не знаешь”. Неумолимая логика сказки проста: за время отсутствия спасенного у жены родился ребенок. Будущий ведьмак. Королева Цинтры Калантэ, нанимая ведьмака и разыгрывая многоходовую комбинацию с целью упрочить свой трон, не знает, что дочь ее уже беременна от своего избранного, проклятого Йожа, расколдованного только сейчас. “Проси что хочешь!” — щедра королева. О, на какие ухищрения пойдет впоследствии Калантэ, когда придет время отдавать ребенка ведьмаку, свято блюдя обещание!.. И ведь перехитрит Предназначение! Заставит ведьмака уйти, отказаться!

Но Предназначение не перехитришь, и от него не уйдешь, однажды с ним соприкоснувшись. Калантэ будет убита, все королевство уничтожено и растоптано; судьба вручит ведьмаку подросшую девочку, этого ребенка — когда никого родного у нее уже не останется. Она, предназначенная ведьмаку дважды, станет ведьмачкой. Но... она не женщина-ведьмак (таких попросту не бывает). Не мутант. И даже не Предназначение Геральта. Она — нечто большее.

Цири. Самое время рассказать немного о ней.

ГЕН СТАРШЕЙ КРОВИ

Предназначение висит над этой девочкой уже давно — несколько столетий.

Помните эльфов, оставшихся в этом мире запертыми, без возможности уйти покорять другие, не испорченные человеком миры? Так вот, эльфийские ведуны все это время не сидели, сложа руки. Они тщательным образом выводили, культивировали в процессе жесткого генетического отбора особый дар, присущий некоторым из ведунов — ген Старшей крови.

Будучи доминантным, этот ген дает носителю высшие магические силы — в том числе, власть над пространством и временем, способность пересекать барьеры между мирами. Эльфы жаждут вырваться из этого мира, остановить вымирание, сменить свое жалкое существование на свободу. Они хотят вернуть утраченную власть, статус существ межмирных, истинно высших.

И это у них получается: талантливая и прекрасная юная ведунья из древнего аристократического рода, Лара Доллен аэп Шиадаль является носителем гена. Осталось совсем немного. Возможно, уже ее ребенок станет именно тем, кто спасет эльфов, поведет их к новым мирам.

Предназначение хохочет, скалится. Что такое? Лара, наше сокровище, влюблена? Не в того, кто предусмотрен программой отбора? В человека? В молодого мага Крегеннана из Лода. Нет, не может быть! Остановите их! — но уже поздно. Лара беременна. Ген передается ее дочери — и кровь эльфов растекается в крови людской. Носители гена из старшего народа мертвы, и ген, утерянный, гуляет в человеческих землях, а Предназначение следит за ним пристально, коверкая и ломая судьбы. Поколение за поколением.

И все, кто знает истину — ведуны, шпионы, короли, избранные маги, включая главного антагониста всей серии, гениального мага Вильгефорца, и даже император Нильфгаарда, эдакий местный Наполеон напополам с Гитлером — тратят огромные силы на поиски гена и на борьбу друг с другом в желании обладать им.

Ведь тот, кто получит в свое распоряжение носителя гена, сможет продолжить дело эльфийских ведунов. Сможет добиться такого могущества, по сравнению с которым личная власть даже самых могущественных из королей и магов кажется смешной.

Вы, разумеется, уже поняли, что окончанием и завершением этой генетической линии является Цири, внучка Калантэ. Львенок из Цинтры, стертой с лица земли императором Нильфгаарда, ищущим ген Старшей крови. И что все власть имущие континента теперь, установив причинно-следственные связи прошлого и настоящего, зная о том, что это за девочка, ищут денно и нощно именно ее.

Казалось бы, ну что может сделать в этой ситуации даже самый непревзойденный воин-одиночка? Даже чертов ведьмак, не знающий такого слова, как “уступить вопреки воле и убеждениям”. Ну как он может сопротивляться королям, магам, императору Нильфгаарда и ведунам старшего народа? Как он сумеет в послевоенном хаосе отыскать девочку и сделать все зависящее, чтобы в конечном итоге дать ей свободу выбора, позволить жить по-настоящему?

Но ведь это не просто девочка. Не просто какая-то расфуфыренная носительница мега-важного гена, который вожделеет каждый второй. Эта девочка Предназначена Геральту дважды. Она ведьмачка! И еще они любят друг друга, как отец и дочь. И, черт побери, среди окружающих регулярно находятся люди (и краснолюды, и даже маги), которые тоже любят эту девочку и этого ведьмака. А человеческие любовь, преданность и отвага под предводительством Веры, бывает, кладут Предназначение на обе лопатки.

Вот тут-то и летят к чертям собачьим законы всемирного равновесия, а сферы дрожат хрустальным звоном, повергаемые в трепет — грядет час Великого Хлада, предрешенный Итлиной, древней эльфийской пророчицей.

Ведьмак носится по всему северу, разыскивая вторично утерянную Цири. Все шпионы всех государств, все двойные агенты снова охотятся на нее. А она... теряется из виду в горниле новой войны.

ВОЙНА

Войне у Сапковского посвящена львиная доля сериала. Это не милый пасторальный фон, на котором происходит увлекательное приключение Геральта и его товарищей, “ищущих Цири по всему свету”. Война — это массовое убийство, охватившее весь Север, завораживающее своим размахом и пугающее своей жестокостью.

С нехарактерной для фэнтези реалистичностью Сапковский показывает, как Нильфгаардские армии захватывают страну за страной. Разрозненный Север едва-едва в силах собраться воедино и хоть что-то противопоставить имперской мощи. Имперцы бьют в спину нордлингам, используя банды озверевших эльфов, скоя’таэлей, творящих жестокости почище “Мертвой головы”. Северные маги, уже однажды защитившие королевства нордлигнов, приняв битву на Содденском холме и потеряв четверть состава, теперь участвовать в этом официально отказываются, но все же готовят выступление — одни на стороне Нильфгаарда, другие по-прежнему преданны Северу и свободе.

В царящем хаосе все сражаются со всеми, а мародеры уничтожают то, что не уничтожено скоя’таэлями и регулярными войсками. Бедный народ старается выжить в этом кипящем котле.

Война Сапковского очень натуралистична. Она ставит перед героями нелегкие моральные дилеммы, порой повергая читателя в трепет. Для фантастики начала и середины девяностых годов это было новшеством, граничащим с нонсенсом — пожалуй, только у Глена Кука (из известных фэнтези-авторов) средневековый мир настолько же реалистично жесток — но “Черный отряд” не содержит художественно выписанных подробностей. У Сапковского война пожирает мир, и, кажется, ничто не сможет это остановить.

Война завершается в последнем томе, венчая раздел мира — на тот, что был до нее, и тот, что стал после. Эти два мира разительно отличаются. Мир сказки и мифологических образов, известных сюжетов и сопровождающей их иронии. И мир реального, наполненного страстями поля битвы. Одно перерастает в другое, корни сплетаются с ветвями, и получившийся клубок уже невозможно размотать обратно. Но остается память. О тех далеких временах, когда Геральт и Лютик странствовали бок о бок, заботясь только о том, где бы переночевать, и куда ведьмаку наняться, чтобы избавить несчастных поселенцев от оборотня, виверны, гуля или грайвера, гига-скорпиона, баньши или тролля. Когда всякий раз, выходя на бой, ведьмак рисковал только жизнью — и не было ответственности за “нечто большее”.

С нехарактерной для фэнтези реалистичностью Сапковский показывает, как Нильфгаардские армии захватывают страну за страной. Разрозненный Север едва-едва в силах собраться воедино и хоть что-то противопоставить имперской мощи. Имперцы бьют в спину нордлингам, используя банды озверевших эльфов, скоя’таэлей, творящих жестокости почище “Мертвой головы”. Северные маги, уже однажды защитившие королевства нордлигнов, приняв битву на Содденском холме и потеряв четверть состава, теперь участвовать в этом официально отказываются, но все же готовят выступление — одни на стороне Нильфгаарда, другие по-прежнему преданны Северу и свободе.

В царящем хаосе все сражаются со всеми, а мародеры уничтожают то, что не уничтожено скоя’таэлями и регулярными войсками. Бедный народ старается выжить в этом кипящем котле.

Война Сапковского очень натуралистична. Она ставит перед героями нелегкие моральные дилеммы, порой повергая читателя в трепет. Для фантастики начала и середины девяностых годов это было новшеством, граничащим с нонсенсом — пожалуй, только у Глена Кука (из известных фэнтези-авторов) средневековый мир настолько же реалистично жесток — но “Черный отряд” не содержит художественно выписанных подробностей. У Сапковского война пожирает мир, и, кажется, ничто не сможет это остановить.

Война завершается в последнем томе, венчая раздел мира — на тот, что был до нее, и тот, что стал после. Эти два мира разительно отличаются. Мир сказки и мифологических образов, известных сюжетов и сопровождающей их иронии. И мир реального, наполненного страстями поля битвы. Одно перерастает в другое, корни сплетаются с ветвями, и получившийся клубок уже невозможно размотать обратно. Но остается память. О тех далеких временах, когда Геральт и Лютик странствовали бок о бок, заботясь только о том, где бы переночевать, и куда ведьмаку наняться, чтобы избавить несчастных поселенцев от оборотня, виверны, гуля или грайвера, гига-скорпиона, баньши или тролля. Когда всякий раз, выходя на бой, ведьмак рисковал только жизнью — и не было ответственности за “нечто большее”.

МАГИЯ

В мире “Ведьмака” магия и маги с их интригами являются едва ли не основной движущей силой. Маги наделены властью не меньшей, чем, например, в Dungeons & Dragons, при этом, судя по всему, не ограничены определенным количеством заклинаний в день — а потому маг-одиночка может порой шарахнуть кулаком по столу советов на приеме у какого-нибудь короля и сказать ему: “Ты, Визимир, дурак, и генералы у тебя придурочные! Делать будем так...”.

Разумеется, королям не нравится это свободолюбие. Но северным владыкам нечего противопоставить независимым одиночкам, обладающим невиданным могуществом. Способным в одиночку превратить отряд пехоты или конницы в кур и свиней — причем даже в связанном состоянии, одним пальцем левой ноги.

Прекрасные волшебницы, разодетые в шелка и драгоценности, с помощью косметологической магии становятся красавицами и получают возможность жить втрое, вчетверо дольше, чем обычные люди. Маги-мужчины в этом отношении от волшебниц мало чем отличаются. Вот такие люди реально правят Севером. А большинство политических вопросов решается на ежегодном магическом конвенте на острове Таннед.

Впрочем, у королей есть свои тайные методы. Не обладая магией, они могут пытаться манипулировать магами. Иной раз это удается — но приводит к ужасным жертвам с обеих сторон.

Император Эмгыр, впрочем, весьма скор на расправу с непокорными внутри Империи — будь то обычные смертные или маги. Его маги, как и положено, стоят на службе у государства. Альтернатива одна, и весьма неприятная. Но и это не помешает волшебницам Империи объединиться со своими бывшими врагами — женщинами-магами нордлингов, и создать тайную Ложу, целью которой будет отделение магии от государства и жесткий контроль “магичек” над политикой. И это понятно — высший хочет быть с высшим, и только его считать за равного. А вовсе не каких-то жалких смертных императоров и королей.

Ведьмаки, кстати, тоже обладают магическими свойствами. Помимо своей экстраординарной реакции, живучести и прочих привнесенных ритуалами свойств, в своей ведьмачьей крепости они обучаются простейшим магическим формулам — Знакам, с помощью которых могут совершать несложные магические действия. Знак Аард, например, позволяет взмахом руки отбросить противника назад, свалить его с ног и даже причинить небольшой огненный урон. Знак Аксий — успокоить испуганное животное (например, ведьмачью лошадку, которая на своем веку переживает множество весьма неприятных моментов, способных повредить хрупкую лошадиную психику). И так далее — знаков более десятка, на разные случаи жизни: запечатать дверь, отбить брошенное в ведьмака заклинание... Они здорово помогают ведьмакам в их опасной работе.
Категория: Всё интересное | Добавил: LENA_D (09.06.2014)
Просмотров: 301
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Push 2 Check Рейтинг@Mail.ru Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP